Укрепление здоровья воспитанников является ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в МДОБУ имеются следующие условия:
• медицинский кабинет, изолятор оснащены необходимым медицинским оборудованием;
• музыкально-физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём: мягкими модулями, гимнастическими скамьями, спортивными матами, гимнастической стенкой, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий
• библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений
• в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов
• в ДОУ работает специалист узкой направленности: музыкальный руководитель.
Основными направлениями программы «Здоровье» являются:
1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
Задача: Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Пути реализации:
а) обновление материально-технической базы:
- замена устаревшего мягкого инвентаря.
- пополнение спортинвентаря спортивного зала.
б) преобразование предметной среды:
- благоустройство физкультурной площадки.
- регулярное обновление спортивной площадки для организации двигательной активности детей на свежем воздухе
- восстановление зон уединения (для снятия эмоционального напряжения) в каждой возрастной группе
2. Воспитательно-образовательное направление.
1 задача: Организация рациональной двигательной активности детей.
Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:
1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
4. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
5. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.
Формы организации двигательной активности в ДОУ:
• занятия физической культурой в зале и на спортивной площадке
• утренняя гимнастика
• физкультминутки
• оздоровительный бег
- походы
• физкультурные досуги, праздники, "Дни здоровья”
• индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД
2 задача: Развитие у детей культуры здоровья
Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по развитию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми, как:
- режимные моменты
- непосредственно образовательная деятельность познавательной направленности (1 раз в 2 месяца в младших, средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных)
- занятия физической культурой
- закаливающие процедуры после дневного сна
- организацию и проведение дней Здоровья (1 раз в квартал)
Такие формы работы с родителями, как:
- ежегодные родительские конференции по формированию здорового образа жизни дошкольников
- тематические родительские собрания
- совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.)
- консультации специалистов - педиатра, педагогов и др. (индивидуальные, групповые, стендовые, на сайте ДОУ)
3 задача: Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.
Профилактика эмоционального благополучия детей в ДОУ осуществляется в двух основных направлениях:
- обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,
- создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.
Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:
- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- ведение воспитателями адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;
- гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду при помощи адаптационного альбома, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);
- создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;
-психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации);
- проведение психолого-медико-педагогических консилиумов по адаптации детей.
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:
- диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;
- обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);
- подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
- обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
- организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;
- формирование культуры общения детей;
- проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.;
- рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).
3. Лечебно-профилактическое направление.
Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной работы.
Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:
1) специфической иммунопрофилактикой. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в определенные периоды жизни и быть направленной на выработку общего специфического иммунитета.
2) Неспецифическая иммунопрофилактика. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:
- плановые оздоровительные мероприятия (фито- и витаминотерапия)
- закаливающие мероприятия
- нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж
- профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости
Организацию питания в МДОБУ "Детский сад «Калинка» с.Ветлянка осуществляет ИЧП «Ашикпаева Н."
Правильное, или рациональное питание - это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание - это здоровое питание.
Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:
- Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.
- Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разно -образнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.
- В-третьих, доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.
- В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.
Нормы питания в нашем детском саду разработаны специалистами с учетом энергетических потребностей ребенка на протяжении всего дня.
Для воспитанников организовано трехразовое горячее питание
Правильное, или рациональное питание - это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание - это здоровое питание.
Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:
- Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.
- Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разно -образнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.
- В -третьих, доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.
- В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.
Нормы питания в нашем детском саду разработаны специалистами с учетом энергетических потребностей ребенка на протяжении всего дня.
Десятидневное меню
Завтрак состоит из закуски, горячего блюда и горячего напитка (чай, какао, кофейный напиток, молоко). Между завтраком и обедом проводится дополнительный прием пищи – второй завтрак, включающий напиток или сок, свежие фрукты. Обед включает салат, первое и второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток витаминизированный (компот, кисель). На уплотненный полдник напитки ( молоко, ряженка), выпечка.
В соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15.05.2013г. №26 в меню ежедневно включены следующие продукты: молоко, кисломолочные продукты, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Творог, рыба, сыр включены 2 – 3 раза в неделю.
Приготовление готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, оформленными в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15.05.2013г. №26. Карты содержат рецептуру и технологию, обеспечивающую безопасность приготовляемых блюд и их пищевую ценность. Используемые способы приготовления блюд – варка, тушение, запекание.
Из питания исключены продукты с раздражающим действием: уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный, белый) и другие острые (жгучие) приправы, и содержащие их пищевые продукты; острые соусы, кетчупы, майонезы и майонезные соусы, маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки) и другие продукты, консервированные с уксусом.
Категорически не допускается использовать в питании детей в МДОБУ, в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений):
- любых пищевых продуктов домашнего (не промышленного) изготовления, а также принесенных из дома и не имеющих документов, подтверждающих их качество и безопасность (в том числе при организации праздничных мероприятий, праздновании дней рождения и т.п.);
- кремовых кондитерских изделий (пирожных и тортов) и кремов;
- грибов и продуктов (кулинарных изделий), из них приготовленных;
- кваса, газированных напитков;
- жареных в жире (во фритюре) пищевых продуктов и изделий, чипсов;
- молочных продуктов, творожных сырков и мороженого с использованием растительных жиров;
- карамели, в том числе леденцовой;
- продуктов, содержащих в своем составе синтетические ароматизаторы и красители;
- продуктов, в том числе кондитерских изделий, содержащих алкоголь
Выполнение норм питания по основным группам продуктовго набора составляет 100%.
Выполнение норм основных продуктов осуществляется благодаря грамотному составлению медицинской службой рациона питания:
- выдерживается достаточное обеспечение калорийности и содержания всех жизненно важных пищевых компонентов;
- используется максимально возможное разнообразие рациона;
- пища, приготовленная на пищеблоке, всегда имеет хорошие вкусовые качества и привлекательный внешний вид блюд.
План оздоровительных мероприятий.
«Быть здоровыми хотим» День здоровья.